Интернет-сообщество МБОУ "СОШ № 10" » История школы
Уважаемые пользователи и посетители нашего сайта! Чтобы скачать расписание уроков, вы должны зарегистрироваться.

История школы

 
   
Как все начиналось...

1952 год, 26 июня

Учитель Тайтурской школы Усольского района Кирилл Мефодьевич Будник вошел в еще не достроенное здание средней школы в 60 квартале по улице, не имеющей названия, в школу, напротив которой был дремучий сосновый лес, куда из построенных кварталов ходили за грибами. В эту школу вошел красивый, высокий, статный, энергичный, волевой мужчина, вошел для того, чтобы принять школу, оборудовать ее для занятий к 1 сентября, набрать педагогический коллектив, технический персонал, наконец, принять и оформить 18 классов со средней наполняемостью в тридцать пять человек.

Такова была работа Кирилла Мефодьевича накануне 1 сентября.
Каждый день Первый директор школы № 10 издавал приказы: научить первого заместителя по хоз.части (Атремьева Бориса Николаевича), первые 5 уборщиц, принять первого завуча - Мартюгову Таисию Ивановну, через год ставшую заведующим гороно. Только закончивших Иркутский пединститут Петрову-Доброумову Валентину Михайловну - учителем русского языка и литературы, проработавшим в школе 44 года с одной записью в трудовой книжке.

Сидорову-Куницыну Анну Ивановну - учителем русского языка и литературы и психологом, ставшую впоследствии и Учителем учителей, мудрым, требовательным, трудолюбивым, Учителем с большой буквы, Заслуженным учителем России. Одержимых талантливых педагогов Ведерникову Татьяну Максимовну и Анисимову Нину Васильевну - учителями физики.

Рассоху Любовь Федоровну - учительницу географии, проработавшую в школе беспрерывно сорок лет и ставшую настоящим мастером педагогического труда, отличником просвещения РСФСР.
Ижболдину-Зуеву Лидию Андреевну, окончившую Иркутский госуниверситет - биологом, создавшим лучший в городе кабинет биологии.
Вместе с ними было принято более 15 молодых учителей, вчерашних студентов. Вот они, первые, вместе со своим директором, ставшим для них поистине глубоко уважаемым и дорогим человеком.

Школа начинается с директора. Безмерно любящий школу, детей, увлеченный творческой педагогической работой (для него не было второстепенного в школе: все было главным, во всем был ОН); строгий и справедливый, он сумел за первый год сплотить в единый работоспособный творческий коллектив, сумел зажечь всех молодых и зрелых педагогов благородной целью - давать глубокие и прочные знания, воспитывать общественную активность учащихся и делать это неразрывно, т.е. обучая воспитывать, воспитывая обучать.

1956 год. Школа жила в ожидании большого события - переселения в новое здание школы по ул. Горького, в строительстве которой принимали участие все учащиеся 6-10 классов. Торжественной колонн со своим школьным духовым оркестром, которым руководил ученик школы Саша Лобанов, 26 декабря школа перешла на свое постоянное местожительства, а весной 1957 года учащиеся во главе с учителя биологии Ниной Ивановной Лободюк и Зуевой Лидией Андреевой заложили наш роскошный школьный сад и посадили деревья перед школой и на стадионе. Так обустраивалась наша школа.

В жизни школы и всех учащихся большую роль играла библиотека во главе с Еленой Ивановной Михайловой. По-матерински любящая детей и свою работу, она создала особо теплый, солнечный микроклимат в библиотеке. Ребята шли туда как на праздник, читали запоем, вместе с Еленой Ивановной ремонтировали книги, следили за их стоянием.

С 16 августа 1954 года в школе стал работать опытный педагог, талантливый учитель физики, ставший вначале завучем, а потом директором, Андрей Исаевич Этингов.

Вместе с учителями физики Ведерниковой Татьяной Максимовной и Анисимовой Н.В., с учителями химии Копыловым Александром Иосифовичем и Акимовой Зоей Федоровной, вместе со всем педагогическим коллективом Андрей Исаевич продолжал лучшие традиции школы.
В 1961 году школе был присвоен статус 11-летней трудовой политехнической с производственным обучением.

Делу время, потехе час


Интересные тематические, занимательные, познавательные пионерские сборы отрядов проводились тогда каждый месяц и обязательно один сбор дружины в четверть. Строгая форма, горн и барабан, приветствие салютом, походы, лыжные соревнования на приз газеты "Пионерская правда" (кубок этих соревнований - настольные часы -за многократные и многолетние победы отдан школе на вечное хранение), сбор макулатуры, металлолома - вот далеко не полный перечень романтики пионерских дней первого десятилетия.

Не случайно единственная пионерская дружина Иркутской области, пионерская дружина им.Павлика Морозова средней школы № 10 г.Ангарска в связи с 90-летнем со дня рождения В.И.Ленина была занесена во Всесоюзную Книгу почета при ЦК ВЛКСМ. Это лучшая награда пионерии к первому десятилетию школы № 10, ее активистам и вожатым Алле Краковской, Людмиле Логиновой, Донскому Саше, Галине Хабибулиной, Кашину Юрию, Гришину Жене, Дубровскому Жене, Неудачиной Лиде, Тамаре Гороховой, Тамаре Крышко, Галине Деевой, Любе Сиротовой, Ольге Клобертанс и многим-многим другим пионерам и комсомольцам.

Не было ни одного ученика за годы его работы, (а проработал он 23 года в нашей школе), кто бы хотел идти на урок физкультуры. Гимнастика и лыжи, легкая атлетика, обязательная утренняя зарядка, спортивные соревнования и спортивные праздники на стадионе школы при знаменах (спортивных и республиканских), в спортивной форме, со школьным духовым оркестром, огромный физкультурный актив, победы на городских, областных, республиканских соревнованиях - вот какую славу принес школе № 10 Иван Никитич Шемендюк с первых лет работы, славу, равной которой не было ни в городе, ни в области.

Математические классы в школе № 10


31 августа 1954 года в школу пришел учитель математики 8-10 классов Степанов Игорь Дмитриевич, уже известный в области как ведущий математик 11-й иркутской школы. Блестящий учитель. В памяти своих учеников он - неистовый, неутомимый Игорь! Это по его инициативе проводились городские и областные математические олимпиады при Иркутском госуниверситете. Его ученики Краковская Алла, Юрий Вахнин, Алешина Людмила, Силина Эля стали самыми первыми призерами олимпиад еще в 1956 году. А в 1964 году по предложению Игоря Дмитриевича в школе были открыты математические классы. Математические классы именно в 10-й школе! Почему? Классы открыли в 10-й школе, так как был очень сильный, творчески работающий коллектив, заложен прочный фундамент в борьбе за качество знаний, на основе чего можно было идти дальше, подниматься выше.

«Классным руководителем в старших классах у нас была Окулова Надежда Ивановна. Это был красивый и независимый человек с большим чувством юмора и собственного достоинства, очень знающий и требовательный преподаватель. Учила она нас нестандартному и самостоятельному мышлению, как в математике, так и в жизни. Основателями математического направления нашей школы являлись Игорь Дмитриевич Степанов и Надежда Ивановна.

Уже тогда мы решали на уроках конкурсные задачи, пользовались задачником Моденова и аналогичными; побеждали на городских математических конкурсах и занимали призовые места на областных математических олимпиадах. Я хорошо помню, как Надежда Ивановна возила нас в страшный мороз на одну из первых математических олимпиад в Иркутский госуниверситет, где мы заняли призовые места. Но не одной математикой жила школа. Блестяще вела уроки истории в нашем классе молодой преподаватель Носоченко Тамара Михайловна.

Она давала нам массу дополнительного интереснейшего материала, что в то серьезное время было очень необычно. Мы в свою очередь готовились к урокам, стараясь не ударить перед ней лицом в грязь. И однажды на уроке математики Игорь Дмитриевич Степанов, заменявший заболевшую Надежду Ивановну, обнаружил, что один ученик читает учебник истории. Игорь Дмитриевич был безмерно удивлен и возмущен до глубины души.»
Богдан-Курило В.Д., ученик школы №10 (с 1952 по 1959г.)

Жизнь и работа математических классов.


В августе 1964 г. старший преподаватель математики ИГУ Игорь Дмитриевич Степанов пришел к директору Фаине Васильевне Глянцевой и предложил принять в школу два математических класса - 9 и 10 - из 28 школы, которая расформировывалась. Игорь Дмитриевич не случайно пришел с этим предложением в 10 школу. До этого он сам преподавал математику в нашей школе, знал коллектив как творческий, дающий высокие знания учащимся.Именно его ученики - Силина Эля, Краковская Алла, Вахнин Юрий, Загорский Вячеслав, Алешина Людмила - стали первыми призерами областной олимпиады в Иркутске в 1956 г. Фаина Васильевна дала согласие на открытие математических классов в школе.

Если в 9 и 10 математических классах была стабильная программа, учебные пособия, то в 5-м классе пришлось создавать самим программу. Это была обычная программа, но усиленная набором нестандартных задач. Комплектовать классы было не просто. У себя в школе отбирали сильных, склонных к математике детей; посещали городские математические олимпиады младших классов и там брали детей, показавших нестандартное мышление. Встречались с учителями этих детей и даже их родителями. Некоторые учителя благосклонно относились к нашим предложениям взять ребенка в математический класс.

Другие же сопротивлялись всеми возможными способами. Очень отзывчивы были школы "квартала". Когда набрали более 30 детей, то руководство АЭХК выделило автобус, который привозил детей в школу и забирал их после уроков. Постепенно во всех потоках были созданы математические классы (с 5 по 8). В конце августа 1965 года был написан приказ об открытии математических 5 "а", 8 "а" и 9 "а" классов. I 5 "а" и 8 "а" - математические классы открыть за счет учащихся своей школы, 9 "а" - открыть за счет собеседований с учащимися других школ и частично за счет учащихся 10 школы.

И уже в 1977-79 учебном году подводили итоги работы школы. Был посвящен этому вопросу педагогический совет. "В современных условиях математизации науки и техники, - говорилось на педсовете, - возникла необходимость непрерывного притока в различные отрасли народного хозяйства молодежи, хорошо подготовленной в математике, обладающей определенными способностями к творческой деятельности". Это сделало актуальной задачу "организованного поиска" и воспитания талантливой молодежи". Движение за создание новых форм работы по подготовке интересующейся математикой молодежи стало двухсторонним: в первую очередь - вузы, заинтересованные в высокой подготовке в нужном направлении своих студентов; во-вторых, рост алюритмизации производственных процессов.

Появление на производстве различного вида электронных и счетно-решающих устройств потребовало новую массовую профессию - вычислитель-программист, оператор со средним образованием. Первый эксперимент был проведен (программисты-вычислители в Московской школе № 444) в 1959-1960 гг. под руководством Семена Исааковича Шварцбурга, с которым я имела счастье познакомиться. Член-корреспондент АПИ, профессор, доктор педагогических наук в области методики преподавания математики, автор учебного пособия "Математический анализ", по которому мы работаем.

В этой школе, а таких школ в Союзе немного, были созданы интернаты при университетах и школах в крупных городах. Им дается, кроме расширенного курса математики еще и глубокая подготовка по программированию и вычислительной технике. Они имеют свой вычислительный центр, класс делится на 2 группы по математике, набор детей ведется с 1 класса. Особая программа, предусматривающая специализацию, начинается с 9 класса, но раньше, с самого начала обучения, проводится более углубленное изучение математики. На оплату математикам и программистам отдают неосвоенные часы факультативов из всех школ района. На основе подготовки в этой школе ее ученики смогут после окончания успешно продолжать обучение в вузе физико-математического профиля или идти на предприятие, уже имея специальность программиста-вычислителя.

Однако повсеместно, как и у нас в Ангарске, такие школы открывать проблематично, ибо нет достаточно благоприятных условий и в первую очередь нет вычислительного центра, наличия значительного машинного времени и, наконец, высококвалифицированных педагогических кадров. И для целой школы не набрать достаточное количество учащихся. Поэтому открываются классы с углубленной математической подготовкой в составе общеобразовательных школ с 9 класса. Однако подготовку детей начинают с 4-5 класса.

Так поступаем и мы. Да! В 70-х годах резко возросла важность проблемы подготовки научных кадров. И опыт показывает, что поиск и отбор способной к научной работе молодежи должен вестись в школе. И в первую очередь этот вопрос касается подготовки молодежи по математике, так как большинство способных к изучению математики школьников совсем не подозревает об этом и нередко выбирает профессию, не соответствующую их склонностям и способностям.

Известно, что математические способности молодых людей в своем развитии достигают максимум в 20-30-летнем возрасте, потому важно как можно более раннее выявление этих способностей у учащихся и создание оптимальных условий для их развития - этой цели мы и служим. Действительно, почти все наши выпускники математических классов идут в институты.

За 12 лет существования математических классов, т.е. с 1965 г., выпущено 700 человек и по приблизительным данным уже окончили вузы или обучались в них 95-97%. Что касается состояния воспитательной работы в математических классах, то проверка показала, что эти классы отличаются разнообразием продуманных, целенаправленных классных часов и комсомольских собраний. Следует отметить качественную сторону проводимых мероприятий и самостоятельное творчество ребят. Это в классах Дмитриевой Е.А., Рассоха Л.Ф., Таранович Р.И., Борисовой Р.Е., Васильевой В.А.

Хорошо работают учебные секторы всех математических классов. Все мы знаем, как трудно сейчас учиться в математических классах, это и напряженный учебный день, и перегрузка домашними заданиями. Казалось бы, все это должно влиять на постановку воспитательной работы с учащимися данных классов.

Однако если проанализировать все массовые мероприятия нашей школы, то окажется, что активными участниками их являются ученики математических классов. 1969 г. Большой интерес вызвал у старшеклассников классный час в 10 "а" по теме "Физики и лирики". Саша Коренев отстаивал приоритет физики, а Сережа Байков -лирики. Ребята бурно, эмоционально спорили, вовлекая в дискуссию весь класс.

Главными представителями Фемиды были - их учитель литературы Анна Ивановна и классный руководитель, учитель физики Елена Афанасьевна. Все участники дискуссии пришли к выводу: важно знать и физику и литературу. Вся школа с интересом ждала состязания в КВНе между командами математиков 10-й школы и иркутской 11-й. Капитаном команды нашей школы была Гершевич Галя. Тема игры "То ли еще будет". Чем мы сразу покорили зрителей, а состязались во Дворце пионеров Иркутска, тем, что великолепно воспроизвели картину художника Богданова-Бельского "У порога школы". (Стоит деревенский мальчик в лаптях у порога школы.) Сделали сами всю декорацию, все рисовали и красили, одним словом, готовились капитально.
И вот впустили мальчика в школу. Первоклассник, чубатый крепыш (Витя Новокшенов), шустро брал интеграл (ax2+b)dx (предварительно интеграл нацарапали шилом на доске), он бойко обводил мелом все нацарапанное. Было много интересных номеров, веселых, с большим юмором. Судили игру студенты ИГУ, проходившие практику в 11 школе. Иркутяне, ученики 11 школы, очень болезненно восприняли нашу победу.

Зато мы остались недовольны судьями в КВН с Шелеховской школой, с их математическим классом, хотя более интересным был сценарий нашей команды. Студенты физико-математического факультета ИГУ предложили состязание нашим ребятам по телевидению. Ребятам предлагались труднейшие задачи по математике и физике, которые не требовали большого времени на обдумывание, а требовали большой сообразительности. Здесь наши ребята блистали знаниями и искрометной сообразительностью. Мы уже не помним такого случая, когда комсоргом школы был бы ученик простого класса, а ведь очень тяжело совмещать работу комсорга с учебой в математическом классе. Часто мы слышим, что легко работать классному руководителю в математическом классе.

Но, может быть, легче потому, что не стоит вопрос о неуспевающих. Однако как велики требования этих ребят к каждому проводимому в классе мероприятию, как трудно увлечь и зажечь их, ибо в основе своей там ребята - гордость семьи. Да и то, что в математических классах больше мальчиков, тоже накладывает свой отпечаток. И тем не менее, все учащиеся этих классов имели общественные поручения. Активы классов - самостоятельные, инициативные ребята. Комсорги и ответственные за учебный сектор имели планы и хорошо знали, что им нужно делать. И делали.

В воспитании нет мелочей и нет ничего простого. Каждая личность ребенка требует пристального изучения, но это гарантия действенности проводимых нами мероприятий.

Помимо основной задачи - отбор, обучение и воспитание молодежи, проявившей к изучению математики особый интерес и способности, - классы физико-математического профиля решают задачу поиска перспективного содержания, форм и методов обучения математике для массовой школы, т.е. являются по существу своеобразными школами-лабораториями, нацеленными в будущее.
Страница 1 из 4 | Следующая страница

Вход

Диалоги

Директор
Директор
Сегодня в 13:18:40

На основании письма учредителя и профсоюзной организации учителей №13 от 08.02.2017г., 25 февраля приказом по школе для педагогического состава будет объявлен методический день. Таким образом, занятия не будут проводиться 23, 24, 25, 26 февраля.
Директор
Директор
7 февраля 2017

Марина,
Здравствуйте.
24.02.2017 года выходной день за 01.01.2017 года. 25.02.2017 рабочая суббота, если не будет письма учредителя.
Марина
Марина
7 февраля 2017

Добрый день!
Подскажите, как будут учиться дети в праздничные дни на 23 февраля? Работающие люди отдыхают с 23 по 26 февраля. А школьники?
Директор
Директор
20 января 2017

Все это только с вашего добровольного согласия. По всем вопросам принуждения детей к участию в подобных мероприятиях звоните 529013. Спасибо.
Директор
Директор
20 января 2017

Уважаемые родители учащихся первой ступени(начальная школа)! Участие ваших детей в различных олимпиадах, конкурсах, организованных за деньги, не является обязательной частью учебного процесса.
Директор
Директор
14 декабря 2016

SashaM,
Проблему удалось решить. Все оценки выставляются в электронный дневник.
Директор
Директор
8 декабря 2016

SashaM,
Здравствуйте. Да, такая проблема есть. К сожалению, кроме бумажной формы журнала ничего Вам предложить не могу.
SashaM
SashaM
7 декабря 2016

Добрый день!
в 3 "А" классе длительное время болеет учитель из-за этого не выставляются оценки детей в электронный дневник, можно как то урегулировать этот вопрос? к сожалению, нет возможности постоянно смотреть классный журнал!
Директор
Директор
2 ноября 2016

Здравствуйте. Ваша жалоба на холодную пищу для учащихся 2-ой смены передана руководителю столовой для принятия мер и ответственному за питание для контроля данного вопроса. Готовят пищу для второй смены во второй половине дня. Спасибо за информацию.
Zolot
Zolot
1 ноября 2016

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему дети, учащиеся со второй смены, вынуждены питаться в столовой холодной пищей, разогревают еду только учителям. Видимо готовят только утром, правда цена за питание одинаковая для всех. Заранее спасибо за ответ.

Только зарегистрированные посетители могут вести диалоги.

Опрос на сайте