Уважаемые пользователи и посетители нашего сайта! Чтобы скачать расписание уроков, вы должны зарегистрироваться.

История школы

 
   
Как все начиналось...

1952 год, 26 июня

Учитель Тайтурской школы Усольского района Кирилл Мефодьевич Будник вошел в еще не достроенное здание средней школы в 60 квартале по улице, не имеющей названия, в школу, напротив которой был дремучий сосновый лес, куда из построенных кварталов ходили за грибами. В эту школу вошел красивый, высокий, статный, энергичный, волевой мужчина, вошел для того, чтобы принять школу, оборудовать ее для занятий к 1 сентября, набрать педагогический коллектив, технический персонал, наконец, принять и оформить 18 классов со средней наполняемостью в тридцать пять человек.

Такова была работа Кирилла Мефодьевича накануне 1 сентября.
Каждый день Первый директор школы № 10 издавал приказы: научить первого заместителя по хоз.части (Атремьева Бориса Николаевича), первые 5 уборщиц, принять первого завуча - Мартюгову Таисию Ивановну, через год ставшую заведующим гороно. Только закончивших Иркутский пединститут Петрову-Доброумову Валентину Михайловну - учителем русского языка и литературы, проработавшим в школе 44 года с одной записью в трудовой книжке.

Сидорову-Куницыну Анну Ивановну - учителем русского языка и литературы и психологом, ставшую впоследствии и Учителем учителей, мудрым, требовательным, трудолюбивым, Учителем с большой буквы, Заслуженным учителем России. Одержимых талантливых педагогов Ведерникову Татьяну Максимовну и Анисимову Нину Васильевну - учителями физики.

Рассоху Любовь Федоровну - учительницу географии, проработавшую в школе беспрерывно сорок лет и ставшую настоящим мастером педагогического труда, отличником просвещения РСФСР.
Ижболдину-Зуеву Лидию Андреевну, окончившую Иркутский госуниверситет - биологом, создавшим лучший в городе кабинет биологии.
Вместе с ними было принято более 15 молодых учителей, вчерашних студентов. Вот они, первые, вместе со своим директором, ставшим для них поистине глубоко уважаемым и дорогим человеком.

Школа начинается с директора. Безмерно любящий школу, детей, увлеченный творческой педагогической работой (для него не было второстепенного в школе: все было главным, во всем был ОН); строгий и справедливый, он сумел за первый год сплотить в единый работоспособный творческий коллектив, сумел зажечь всех молодых и зрелых педагогов благородной целью - давать глубокие и прочные знания, воспитывать общественную активность учащихся и делать это неразрывно, т.е. обучая воспитывать, воспитывая обучать.

1956 год. Школа жила в ожидании большого события - переселения в новое здание школы по ул. Горького, в строительстве которой принимали участие все учащиеся 6-10 классов. Торжественной колонн со своим школьным духовым оркестром, которым руководил ученик школы Саша Лобанов, 26 декабря школа перешла на свое постоянное местожительства, а весной 1957 года учащиеся во главе с учителя биологии Ниной Ивановной Лободюк и Зуевой Лидией Андреевой заложили наш роскошный школьный сад и посадили деревья перед школой и на стадионе. Так обустраивалась наша школа.

В жизни школы и всех учащихся большую роль играла библиотека во главе с Еленой Ивановной Михайловой. По-матерински любящая детей и свою работу, она создала особо теплый, солнечный микроклимат в библиотеке. Ребята шли туда как на праздник, читали запоем, вместе с Еленой Ивановной ремонтировали книги, следили за их стоянием.

С 16 августа 1954 года в школе стал работать опытный педагог, талантливый учитель физики, ставший вначале завучем, а потом директором, Андрей Исаевич Этингов.

Вместе с учителями физики Ведерниковой Татьяной Максимовной и Анисимовой Н.В., с учителями химии Копыловым Александром Иосифовичем и Акимовой Зоей Федоровной, вместе со всем педагогическим коллективом Андрей Исаевич продолжал лучшие традиции школы.
В 1961 году школе был присвоен статус 11-летней трудовой политехнической с производственным обучением.

Делу время, потехе час


Интересные тематические, занимательные, познавательные пионерские сборы отрядов проводились тогда каждый месяц и обязательно один сбор дружины в четверть. Строгая форма, горн и барабан, приветствие салютом, походы, лыжные соревнования на приз газеты "Пионерская правда" (кубок этих соревнований - настольные часы -за многократные и многолетние победы отдан школе на вечное хранение), сбор макулатуры, металлолома - вот далеко не полный перечень романтики пионерских дней первого десятилетия.

Не случайно единственная пионерская дружина Иркутской области, пионерская дружина им.Павлика Морозова средней школы № 10 г.Ангарска в связи с 90-летнем со дня рождения В.И.Ленина была занесена во Всесоюзную Книгу почета при ЦК ВЛКСМ. Это лучшая награда пионерии к первому десятилетию школы № 10, ее активистам и вожатым Алле Краковской, Людмиле Логиновой, Донскому Саше, Галине Хабибулиной, Кашину Юрию, Гришину Жене, Дубровскому Жене, Неудачиной Лиде, Тамаре Гороховой, Тамаре Крышко, Галине Деевой, Любе Сиротовой, Ольге Клобертанс и многим-многим другим пионерам и комсомольцам.

Не было ни одного ученика за годы его работы, (а проработал он 23 года в нашей школе), кто бы хотел идти на урок физкультуры. Гимнастика и лыжи, легкая атлетика, обязательная утренняя зарядка, спортивные соревнования и спортивные праздники на стадионе школы при знаменах (спортивных и республиканских), в спортивной форме, со школьным духовым оркестром, огромный физкультурный актив, победы на городских, областных, республиканских соревнованиях - вот какую славу принес школе № 10 Иван Никитич Шемендюк с первых лет работы, славу, равной которой не было ни в городе, ни в области.

Математические классы в школе № 10


31 августа 1954 года в школу пришел учитель математики 8-10 классов Степанов Игорь Дмитриевич, уже известный в области как ведущий математик 11-й иркутской школы. Блестящий учитель. В памяти своих учеников он - неистовый, неутомимый Игорь! Это по его инициативе проводились городские и областные математические олимпиады при Иркутском госуниверситете. Его ученики Краковская Алла, Юрий Вахнин, Алешина Людмила, Силина Эля стали самыми первыми призерами олимпиад еще в 1956 году. А в 1964 году по предложению Игоря Дмитриевича в школе были открыты математические классы. Математические классы именно в 10-й школе! Почему? Классы открыли в 10-й школе, так как был очень сильный, творчески работающий коллектив, заложен прочный фундамент в борьбе за качество знаний, на основе чего можно было идти дальше, подниматься выше.

«Классным руководителем в старших классах у нас была Окулова Надежда Ивановна. Это был красивый и независимый человек с большим чувством юмора и собственного достоинства, очень знающий и требовательный преподаватель. Учила она нас нестандартному и самостоятельному мышлению, как в математике, так и в жизни. Основателями математического направления нашей школы являлись Игорь Дмитриевич Степанов и Надежда Ивановна.

Уже тогда мы решали на уроках конкурсные задачи, пользовались задачником Моденова и аналогичными; побеждали на городских математических конкурсах и занимали призовые места на областных математических олимпиадах. Я хорошо помню, как Надежда Ивановна возила нас в страшный мороз на одну из первых математических олимпиад в Иркутский госуниверситет, где мы заняли призовые места. Но не одной математикой жила школа. Блестяще вела уроки истории в нашем классе молодой преподаватель Носоченко Тамара Михайловна.

Она давала нам массу дополнительного интереснейшего материала, что в то серьезное время было очень необычно. Мы в свою очередь готовились к урокам, стараясь не ударить перед ней лицом в грязь. И однажды на уроке математики Игорь Дмитриевич Степанов, заменявший заболевшую Надежду Ивановну, обнаружил, что один ученик читает учебник истории. Игорь Дмитриевич был безмерно удивлен и возмущен до глубины души.»
Богдан-Курило В.Д., ученик школы №10 (с 1952 по 1959г.)

Жизнь и работа математических классов.


В августе 1964 г. старший преподаватель математики ИГУ Игорь Дмитриевич Степанов пришел к директору Фаине Васильевне Глянцевой и предложил принять в школу два математических класса - 9 и 10 - из 28 школы, которая расформировывалась. Игорь Дмитриевич не случайно пришел с этим предложением в 10 школу. До этого он сам преподавал математику в нашей школе, знал коллектив как творческий, дающий высокие знания учащимся.Именно его ученики - Силина Эля, Краковская Алла, Вахнин Юрий, Загорский Вячеслав, Алешина Людмила - стали первыми призерами областной олимпиады в Иркутске в 1956 г. Фаина Васильевна дала согласие на открытие математических классов в школе.

Если в 9 и 10 математических классах была стабильная программа, учебные пособия, то в 5-м классе пришлось создавать самим программу. Это была обычная программа, но усиленная набором нестандартных задач. Комплектовать классы было не просто. У себя в школе отбирали сильных, склонных к математике детей; посещали городские математические олимпиады младших классов и там брали детей, показавших нестандартное мышление. Встречались с учителями этих детей и даже их родителями. Некоторые учителя благосклонно относились к нашим предложениям взять ребенка в математический класс.

Другие же сопротивлялись всеми возможными способами. Очень отзывчивы были школы "квартала". Когда набрали более 30 детей, то руководство АЭХК выделило автобус, который привозил детей в школу и забирал их после уроков. Постепенно во всех потоках были созданы математические классы (с 5 по 8). В конце августа 1965 года был написан приказ об открытии математических 5 "а", 8 "а" и 9 "а" классов. I 5 "а" и 8 "а" - математические классы открыть за счет учащихся своей школы, 9 "а" - открыть за счет собеседований с учащимися других школ и частично за счет учащихся 10 школы.

И уже в 1977-79 учебном году подводили итоги работы школы. Был посвящен этому вопросу педагогический совет. "В современных условиях математизации науки и техники, - говорилось на педсовете, - возникла необходимость непрерывного притока в различные отрасли народного хозяйства молодежи, хорошо подготовленной в математике, обладающей определенными способностями к творческой деятельности". Это сделало актуальной задачу "организованного поиска" и воспитания талантливой молодежи". Движение за создание новых форм работы по подготовке интересующейся математикой молодежи стало двухсторонним: в первую очередь - вузы, заинтересованные в высокой подготовке в нужном направлении своих студентов; во-вторых, рост алюритмизации производственных процессов.

Появление на производстве различного вида электронных и счетно-решающих устройств потребовало новую массовую профессию - вычислитель-программист, оператор со средним образованием. Первый эксперимент был проведен (программисты-вычислители в Московской школе № 444) в 1959-1960 гг. под руководством Семена Исааковича Шварцбурга, с которым я имела счастье познакомиться. Член-корреспондент АПИ, профессор, доктор педагогических наук в области методики преподавания математики, автор учебного пособия "Математический анализ", по которому мы работаем.

В этой школе, а таких школ в Союзе немного, были созданы интернаты при университетах и школах в крупных городах. Им дается, кроме расширенного курса математики еще и глубокая подготовка по программированию и вычислительной технике. Они имеют свой вычислительный центр, класс делится на 2 группы по математике, набор детей ведется с 1 класса. Особая программа, предусматривающая специализацию, начинается с 9 класса, но раньше, с самого начала обучения, проводится более углубленное изучение математики. На оплату математикам и программистам отдают неосвоенные часы факультативов из всех школ района. На основе подготовки в этой школе ее ученики смогут после окончания успешно продолжать обучение в вузе физико-математического профиля или идти на предприятие, уже имея специальность программиста-вычислителя.

Однако повсеместно, как и у нас в Ангарске, такие школы открывать проблематично, ибо нет достаточно благоприятных условий и в первую очередь нет вычислительного центра, наличия значительного машинного времени и, наконец, высококвалифицированных педагогических кадров. И для целой школы не набрать достаточное количество учащихся. Поэтому открываются классы с углубленной математической подготовкой в составе общеобразовательных школ с 9 класса. Однако подготовку детей начинают с 4-5 класса.

Так поступаем и мы. Да! В 70-х годах резко возросла важность проблемы подготовки научных кадров. И опыт показывает, что поиск и отбор способной к научной работе молодежи должен вестись в школе. И в первую очередь этот вопрос касается подготовки молодежи по математике, так как большинство способных к изучению математики школьников совсем не подозревает об этом и нередко выбирает профессию, не соответствующую их склонностям и способностям.

Известно, что математические способности молодых людей в своем развитии достигают максимум в 20-30-летнем возрасте, потому важно как можно более раннее выявление этих способностей у учащихся и создание оптимальных условий для их развития - этой цели мы и служим. Действительно, почти все наши выпускники математических классов идут в институты.

За 12 лет существования математических классов, т.е. с 1965 г., выпущено 700 человек и по приблизительным данным уже окончили вузы или обучались в них 95-97%. Что касается состояния воспитательной работы в математических классах, то проверка показала, что эти классы отличаются разнообразием продуманных, целенаправленных классных часов и комсомольских собраний. Следует отметить качественную сторону проводимых мероприятий и самостоятельное творчество ребят. Это в классах Дмитриевой Е.А., Рассоха Л.Ф., Таранович Р.И., Борисовой Р.Е., Васильевой В.А.

Хорошо работают учебные секторы всех математических классов. Все мы знаем, как трудно сейчас учиться в математических классах, это и напряженный учебный день, и перегрузка домашними заданиями. Казалось бы, все это должно влиять на постановку воспитательной работы с учащимися данных классов.

Однако если проанализировать все массовые мероприятия нашей школы, то окажется, что активными участниками их являются ученики математических классов. 1969 г. Большой интерес вызвал у старшеклассников классный час в 10 "а" по теме "Физики и лирики". Саша Коренев отстаивал приоритет физики, а Сережа Байков -лирики. Ребята бурно, эмоционально спорили, вовлекая в дискуссию весь класс.

Главными представителями Фемиды были - их учитель литературы Анна Ивановна и классный руководитель, учитель физики Елена Афанасьевна. Все участники дискуссии пришли к выводу: важно знать и физику и литературу. Вся школа с интересом ждала состязания в КВНе между командами математиков 10-й школы и иркутской 11-й. Капитаном команды нашей школы была Гершевич Галя. Тема игры "То ли еще будет". Чем мы сразу покорили зрителей, а состязались во Дворце пионеров Иркутска, тем, что великолепно воспроизвели картину художника Богданова-Бельского "У порога школы". (Стоит деревенский мальчик в лаптях у порога школы.) Сделали сами всю декорацию, все рисовали и красили, одним словом, готовились капитально.
И вот впустили мальчика в школу. Первоклассник, чубатый крепыш (Витя Новокшенов), шустро брал интеграл (ax2+b)dx (предварительно интеграл нацарапали шилом на доске), он бойко обводил мелом все нацарапанное. Было много интересных номеров, веселых, с большим юмором. Судили игру студенты ИГУ, проходившие практику в 11 школе. Иркутяне, ученики 11 школы, очень болезненно восприняли нашу победу.

Зато мы остались недовольны судьями в КВН с Шелеховской школой, с их математическим классом, хотя более интересным был сценарий нашей команды. Студенты физико-математического факультета ИГУ предложили состязание нашим ребятам по телевидению. Ребятам предлагались труднейшие задачи по математике и физике, которые не требовали большого времени на обдумывание, а требовали большой сообразительности. Здесь наши ребята блистали знаниями и искрометной сообразительностью. Мы уже не помним такого случая, когда комсоргом школы был бы ученик простого класса, а ведь очень тяжело совмещать работу комсорга с учебой в математическом классе. Часто мы слышим, что легко работать классному руководителю в математическом классе.

Но, может быть, легче потому, что не стоит вопрос о неуспевающих. Однако как велики требования этих ребят к каждому проводимому в классе мероприятию, как трудно увлечь и зажечь их, ибо в основе своей там ребята - гордость семьи. Да и то, что в математических классах больше мальчиков, тоже накладывает свой отпечаток. И тем не менее, все учащиеся этих классов имели общественные поручения. Активы классов - самостоятельные, инициативные ребята. Комсорги и ответственные за учебный сектор имели планы и хорошо знали, что им нужно делать. И делали.

В воспитании нет мелочей и нет ничего простого. Каждая личность ребенка требует пристального изучения, но это гарантия действенности проводимых нами мероприятий.

Помимо основной задачи - отбор, обучение и воспитание молодежи, проявившей к изучению математики особый интерес и способности, - классы физико-математического профиля решают задачу поиска перспективного содержания, форм и методов обучения математике для массовой школы, т.е. являются по существу своеобразными школами-лабораториями, нацеленными в будущее.
Страница 1 из 4 | Следующая страница

Вход

Диалоги

Директор
Директор
Сегодня в 15:17:10

ВитЗдравствуйте. По вопросам приема в первый класс можете прочитать на сайте правила приема. Запись детей с закрепленной территории начнется 1 февраля по расписанию. Расписание приема документов будет на сайте не позднее 20 января. Телефон для справок 52-27-38.
Вит
Вит
Вчера в 23:53:44

Добрый день. Хотелось бы узнать, есть ли еще места для записи первоклассников не по прописке, и как записать, если возможность еще есть.
Директор
Директор
15 декабря 2017

По жалобе родителей 1в класса о температуре пищи была проверена работа столовой. Проведена работа с учителями,работниками столовой. Если проблемы не исчезли, прошу написать в электронную приемную.
Директор
Директор
1 ноября 2017

Zolot,
Здравствуйте. Подойдите к учителю физкультуры или зам.директору по УВР Григорян С.Д. для получения ответов на Ваши вопросы.
Zolot
Zolot
24 октября 2017

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, до какого класса дети в школе будут заниматься на лыжах и родители вынуждены покупать лыжи, ботинки и палки (не каждой семье это под силу)? Мы в 4 классе. В других школах города дети занимаются в зале.
Директор
Директор
10 февраля 2017

На основании письма учредителя и профсоюзной организации учителей №13 от 08.02.2017г., 25 февраля приказом по школе для педагогического состава будет объявлен методический день. Таким образом, занятия не будут проводиться 23, 24, 25, 26 февраля.
Директор
Директор
7 февраля 2017

Марина,
Здравствуйте.
24.02.2017 года выходной день за 01.01.2017 года. 25.02.2017 рабочая суббота, если не будет письма учредителя.
Марина
Марина
7 февраля 2017

Добрый день!
Подскажите, как будут учиться дети в праздничные дни на 23 февраля? Работающие люди отдыхают с 23 по 26 февраля. А школьники?
Директор
Директор
20 января 2017

Все это только с вашего добровольного согласия. По всем вопросам принуждения детей к участию в подобных мероприятиях звоните 529013. Спасибо.
Директор
Директор
20 января 2017

Уважаемые родители учащихся первой ступени(начальная школа)! Участие ваших детей в различных олимпиадах, конкурсах, организованных за деньги, не является обязательной частью учебного процесса.

Только зарегистрированные посетители могут вести диалоги.

Опрос на сайте